Ответы на заявления замруководителя ДОгМ в эфире Эха Москвы

Департамент образования после месяца молчания при огромном количестве публикаций наконец прокомментировал историю с финансированием и слиянием школы-интерната «Интеллектуал».

Приводим высказывания заместителя министра образования правительства Москвы Александра Владимировича Гаврилова в эфире Эха Москвы и  наши комментарии:

АГ: «Давайте не будем кривить душой и проговорим, что помимо 63 000 руб на каждого ребёнка школа «Интеллектуал» получила грант в 10 млн рублей и если их разделить на небольшой контингент вашей школы, это уже получится близко к 110 тысячам на ребёнка сумма. Дополнительно есть возможность получения грантов учителями».

Ответ: Итак, нам предлагают сложить подушевое финансирование в 63 000 руб и грант, полученный «Интеллектуалом» в пересчёте на ученика (10 000 000 / 290 ~ 34 500 руб) и оказывается, что это уже почти «пилотное» финансирование (97 500 руб). Это очень странная операция. Во-первых, подушевое финансирование – это то, что положено всем за определённый объём работ (освоение учеником образовательных стандартов), а грант – это премия, которую лично ты заслужил (и маленькой школе сделать это труднее, чем большой). Грант нам дали НЕ в компенсацию за невхождение в пилот, а потому, что мы его честно заработали. Представьте, что сосед получает 123 тысячи, а вы за ту же работу 63. Вы приходите к начальнику с вопросом, а он: «Ну ничего, если будешь очень стараться и получишь премию – будет 97 тысяч». При этом сосед может получить такую же премию на тех же основаниях, но сверх своих 123 тысяч. Справедливо? Во-вторых, грант в разные годы можно было тратить на разные статьи расхода. Кроме того, нельзя планировать бюджет, основываясь на гранте, так как сумма заранее неизвестна. То же относится и к отдельным грантам учителей. Если в школе много учителей, имеющих определённые достижения, то они заслуженно получают за них гранты, но это их личные деньги, полученные за личные достижения. При чём тут подушевое финансирование? Почему бы тогда не учитывать пожертвования выпускников, президентские стипендии талантливым детям, подработки учителей на стороне?

АГ: «Кроме этого, школа могла и может заявиться на дополнительное финансирование на выполнение особых программ, что школа не сделала».

Ответ: Это неправда: школа подала заявку на госработы в срок, в августе 2014 года, как только это стало возможно. Отдельная история – как подача заявок была реализована департаментом образования. В образовательном проекте хорошо бы за полгода знать, дадут деньги или нет, открывать проект или нет. Но на 2014-15 учебный год заявки собирали в мае, портал госработ открылся в июле, заполнялся школами в августе, редактирование заявок было недоступно и опечатки исправить было нельзя, сметы в Excel не подгружались. Критерии, правила оформления и расценки заранее не были известны. В итоге на 11 октября (!) большинству школ ещё толком неизвестно, какие суммы из их заявок одобрены и когда будут выданы. Т.е. работы надо вести, а денег на них ещё нет. А может, и не будет.

АГ: «С марта 2011 года школа «Интеллектуал», как и многие другие школы, могла подать заявку на участие в пилотном проекте и она бы как участник пилотного проекта получала то же самое пилотное финансирование в 123 тыс на одного ребёнка в старшей школе. Школа же этого не сделала и за три года не посчитала для себя возможным заявиться на это. Что мешало вашей школе вступить в пилотный проект в 11-м году, в 12-м, в 13-м?»

Ответ: Директор подавал заявку на вступление в пилот весной 2013 года, но ему в окружном управлении образования сказали, что вход в пилот закрыт. Постановления о пилоте написаны очень путано: нельзя понять, открыт или закрыт вход и с какого момента, и чиновники этим пользуются.

Надо отметить, что не один «Интеллектуал» оказался в этой ситуации: в сентябре 2014 года более 20 школ (из них многие – с расширенным учебным планом) стали финансироваться в полтора раза ниже, чем все остальные государственные школы Москвы. А именно, им был выдан «лужковский» норматив  финансирования 2010 года для обычных школ, с тех пор процентов на 30 уже «съеденный» инфляцией.

Чиновники предлагают этим школам один-единственный способ вхождения в пилот – слиться с «пилотной» школой. При этом нам неизвестны документы, которые регламентируют этот переход «пилотности» при слиянии. Видимо, чиновники используют пробелы в нормативных актах, чтобы заставить нежелающие школы слиться.

«Пилотная программа» предполагала выполнение некоторых организационно-финансовых требований, и о них говорят, как о большой работе, за которую школы и получают надбавку. Посмотрим, что это за требования  – о них сейчас многие забыли. Переход на новую систему оплаты труда – что уже признано необязательным. Ведение электронных журналов, – которые теперь и так ведутся в каждой школе. Подъём средней зарплаты до определенного уровня: не ниже, чем средняя по региону – теперь это записано у директоров в контракте. Сдача ЕГЭ на положительную оценку – сейчас это легко, так как критерии опустили ниже некуда. И ещё несколько организационных требований, которые по существу не улучшали работу школ – по крайней мере, хороших школ. Основная-то задача школы – учить детей. Вот и получается, что за одну и ту же работу – освоение государственных стандартов – разные школы Москвы сейчас получают разные деньги на ребёнка. Где же равенство возможностей, заявленное как цель реформы?

АГ: «У нас сейчас в каждой школе есть управляющий совет, который принимает решения, в том числе, и об объединении школ. Инициатива исходит снизу. Мы получаем письменное решение управляющих советов, и только потом заявка рассматривается и допускается процедура создания большой многопрофильной школы. В «Интеллектуале» решение никто не принимал, документ рассматривается».

Ответ: Тут две неправды: 1) В Управляющем совете «Интеллектуала» 8 человек из 9 были против слияния. Протокол об этом от 24 сентября 2014 висит на сайте школы. 2) Однако 25 сентября И.И. Калина подписал приказ о слиянии.

При этом в комментарии РБК Александр Гаврилов высказал другую точку зрения: «При подписании указа о слиянии школы с гимназией не было нарушения процедуры, заявил РБК замруководителя столичного департамента образования Александр Гаврилов. По его словам, в постановлении правительства Москвы «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы», прописывающем порядок реорганизации в том числе школ, не указана необходимость согласия управляющего совета школы».

Ответ: Однако согласно приказу И.И. Калины № 512 от 8.07.14 п. 8.2 «К письменному предложению прилагаются: — решение коллегиальных органов управления государственной образовательной организации, планируемой к реорганизации или ликвидации».

АГ: «Никуда инклюзивное образования из московских школ не делось».

Ответ: Конечно, инклюзия никуда не делась, поскольку ее там как не было, так и нет. Инклюзивное образование подразумевает включение ребёнка с ограниченными возможностями в коллектив «обычных» детей — в противоположность раздельному обучению. По-настоящему инклюзивные проекты — с созданием соответствующей среды и тех самых специальных образовательных условий — можно пересчитать по пальцам, да и в этих проектах существенную, если не сказать, большую часть затрат финансируют внебюджетные источники. На поиски этих источников у родителей детей в инклюзии уходит масса сил и времени.

Инклюзия в Москве, как и во всей России, не обеспечена ни юридически (кроме ФЗ-83), ни методически, ни финансово.

Нельзя строить инклюзию в порядке осуществления приказов о слиянии. Расходы на коррекционное образование сокращаются, при этом в инклюзию эти деньги тоже не идут. Возникает законный вопрос: а где эти деньги?

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s